Социальная значимость первой части ДекалогаД. Лазута, А. Журбина
Десять заповедей, или Декалог, традиционно играли важную роль в формировании христианских этических ценностей и оказывали влияние не только на христиан. Такие заповеди, как "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "почитай отца и мать", "не прелюбодействуй", всегда принимались большей частью членов общества, в том числе и теми, кто не относил себя к верующим. Эти заповеди часто отождествляют с общечеловеческими нормами поведения как таковыми.
Десять заповедей можно условно разделить на две части. Первые четыре носят "вертикальный" характер, регламентируют отношения человека с Богом. Последующие шесть можно назвать "горизонтальными", устанавливающими нормы отношений между человеком и человеком. Интересно, что популярностью у светской части общества пользуются заповеди "горизонтальные", регулирующие отношения между людьми. Заповеди "вертикальные" вообще плохо известны.
В целом тема взаимосвязи между первой и второй частями Декалога требует отдельного рассмотрения, и сейчас будет достаточным отметить, что попытки разделить Декалог крайне неудачны. Например, идеологи марксизма-ленинизма в первой трети ХХ века попытались построить целостную партийную этику на основании второй части Декалога, отвергнув первые четыре заповеди, которые содержат обязательства человека перед Богом. Однако, как мы видим, эта попытка потерпела неудачу. Мы убеждены, что для формирования последовательной этики отношений между людьми необходим фундамент, имеющий трансцендентальный характер. Иными словами, нужны незыблемые, абсолютные ценности, на основе которых могла бы строится общественная, повседневная, "земная" этика. В Законе Моисея первым четырем заповедям отводится роль такого фундамента.
Однако видеть в первых четырех заповедях лишь "фундамент" для возведения здания последующих шести заповедей было бы не верно. Они содержат в себе важные нравственно-психологические аспекты, определяющие и особенности построения отношений между людьми. Как уже было отмечено выше, первая часть Декалога отражает принципы, регулирующие должное поведение человека по отношению к Богу. Но, поскольку человек сотворен по образу и подобию Божию, можно обнаружить некоторое сходство между тем, чего ждет Бог от человека, и тем, чего ожидает человек от окружающих. Другими словами, мы обнаруживаем, что первые четыре заповеди представляют ценность с точки зрения содержания этических норм отношений не только между человеком и Богом, но и между людьми.
1. "Я Господь, Бог твой;.. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исход, 20: 2-3).
Первая заповедь провозглашает, что во Вселенной существует лишь один Бог, и только Ему должно поклоняться и служить. Бог - это существо, Которым измеряется вся человеческая жизнь, Которое является смыслом человеческого бытия, Которым определяется направленность человеческой жизни, а также нравственные ценности человечества. Бог - это абсолют, и Ему отведено самое важное место в жизни человека. Бог - это самое святое, самое дорогое и самое близкое для человека. Бог уникален, неповторим по Своей природе и сущности.
Можно предположить, что содержание первой заповеди утверждает именно уникальность Бога. Следовательно, исполнение этой заповеди есть признание Божественной исключительности и неповторимости. Именно Богу должно принадлежать особое место в духовном мире человека. Никто другой не должен претендовать на то, чтобы занять это место, никому и ничему другому нельзя позволять завладеть чувствами и мыслями человека больше, чем ими владеет Бог. Никто не должен разрушать или ослаблять абсолютную верность и преданность человека Богу.
Учась любить Бога, оставаться Ему верным, человек учится любить и ближнего. Соблюдая первую заповедь, утверждаясь в верности и преданности лишь одному Богу, мы также учимся верности и преданности в отношениях между людьми.
Безусловно, ни один человек не имеет того абсолютного значения в моей жизни, какое имеет Бог. Но каждый из тех, с кем мы общаемся, вправе ожидать определенной лояльности и верности с нашей стороны.
Уникальность и неповторимость Творца передается Им человеку, сотворенному по образу и подобию Божию. И в сфере межличностных отношений, в социальной жизни важно признавать уникальность каждого человека. Кроме того, каждому из людей должно найтись определенное, особенное, только ему отведенное место и в социальной структуре, и в эмоциональной жизни его близких. Особенно это касается отношений в семье. Мы должны быть безраздельно верны супругу, родителям, детям, чтобы ничто не препятствовало развитию и углублению отношений с ними. И, если возникают какие-то барьеры, если кто-то или что-то вытесняет их из нашего сердца, из нашей жизни, их ревность вполне оправдана: они протестуют против того, что мы начинает отвергать их, отрицать их уникальность, отказывать им в том, что для них действительно необходимо и на что они вправе претендовать.
Мы созданы Совершенным, Уникальным Богом, Богом-ревнителем, требующим особого к Себе отношения, по Его образу и подобию. В книге Исход 34: 14 мы читаем: "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель". В данном случае подобие человека Богу проявляется в том, что мы хотим занимать особое место в жизни наших близких. С другой стороны, мы нуждаемся в том, чтобы наша жизнь пересекалась с судьбами, переживаниями и неповторимыми особенностями других людей.
Когда речь идет об отношениях между родителями и детьми, не вызывает сомнений, что каждый из этих людей незаменим, исключителен. Общеизвестно, что отсутствие, скажем, отца или матери накладывает неизгладимый отпечаток на психику и всю последующую жизнь ребенка.
В то же время, родители вправе требовать от своих детей уважения и почитания - другими словами, "знаков" со стороны детей, что они признают родителей людьми незаменимыми, исключительными, уникальными.
В отношениях между супругами аспект "признания уникальности" не менее важен. Многие люди уделяют все свое время развитию "родительской" стороны брака, и забывают о том, что супружеские отношения, их углубление, упрочение не менее важны. Например, на Западе является естественным отделение повзрослевших детей от родительской семьи, раздельное проживание и финансовая независимость. И там среди пожилых людей очень часты случаи так называемого "синдрома покинутого гнезда", развивающегося, когда родители, "выпустившие" своих детей в жизнь, чувствуют себя брошенными, одинокими, никому не нужными, и оценивают свою жизнь как потерявшую смысл. Они отдали все силы воспитанию детей, "забыв", что супружеские отношения также нуждаются в развитии, в приложении усилий, времени, внимания.
Таким образом, первая заповедь, обязующая человека признавать уникальность Бога, уделять Ему особое место в своей жизни, сохранять Ему верность, может быть использована и для улучшения и правильного построения отношений между людьми. Благодаря этому повелению мы начинаем глубже понимать, что некоторые люди в нашей жизни являются единственными во всех смыслах, их потерю невозможно ничем восполнить, и они вправе требовать бесспорного уважения, того, чтобы их роль, их значение в нашей жизни оставались в неприкосновенности. Отношения с ними должны оставаться постоянным предметом заботы и внимания, об этих особенных людях нельзя забывать. И, если отношения с ними начинают ослабевать, их ревность вполне оправданна и объяснима.
2. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…" (Исход 20: 4-5).
Вторая заповедь запрещает делать какое-либо изображение Бога и поклоняться ему. Это недопустимо, потому что любой образ не отражает реальной полноты существа Бога. Личность Всемогущего, Совершенного, Бесконечного, Премудрого Творца сводится к жалкому результату человеческого воображения. Идол, плод человеческой фантазии, человеческих представлений и желаний, никогда не сможет сравняться с Живым Великим Богом. Таким образом, вторая заповедь прямо указывает на то, что человек призван познавать настоящего живого Бога и поклоняться Ему.
Когда люди на протяжении тысячелетий пытаются представить Бога безжизненным, застывшим, омертвелым идолом, из дерева или камня, из золота или серебра, - Бог противится этим попыткам, вновь и вновь являет Свою силу, Свое могущество и Свою власть. Живой Всемогущий Создатель и Вседержитель мира несопоставим с примитивным изображением, творением человеческих рук. Во второй заповеди Бог обращается к человеку и повелевает не делать изображений, но призывает нас научиться видеть Бога таким, каков Он есть, познавать Его живым, действующим, чувствующим.
Но не только Богу не нравится, когда я не позволяю Богу быть Богом, когда я свожу Его Живую Сущность к примитивным образам, которые являются плодом моей ограниченной фантазии, плодом моих представлений о Нем, пытаюсь отвернуться от Бога как личности, от Бога во всей Его полноте и уникальности. Тем самым я пытаюсь превратить Бога лишь в мое представление о Нем, в некого жалкого божка моего воображения.
Но моему ближнему тоже не нравится, когда я не желаю видеть в нем живого, неповторимого человека, отличного от моих представлений о том, каким он должен быть. Д. Карнеги, давая совет молодоженам, говорит: "Не мешайте друг другу жить. Дайте другим людям быть самими собою". Нам необходимо научиться позволять ближнему быть самим собой, и не требовать от него соответствия сомнительному идеалу, выдуманному кем-то другим.
Развивая в себе способность познавать Бога таким, как Он есть, человек учится также воспринимать и ближних такими, как они есть. Одна из главных причин конфликтов в отношениях между людьми - это создание определенного "идеала" другого в своем воображении и требование, чтобы человек соответствовал тому образу, который выдумал я. Иными словами, мне представляется, что я знаю, какими должны быть мой сын или дочь, жена или муж, мой друг, мой сосед. И, если они не соответствуют этому идеалу, у меня возникает желание во что бы то ни стало "исправить" их. Заметим, что речь здесь идет даже не о склонностях, которые христианская традиция называются греховными. Наш "идеальный образ другого" зачастую имеет отношение к темпераменту, характеру, привычкам и таким особенностям близкого человека, которые являются нейтральными с точки зрения нравственности.
Как вы помните, основателями психоанализа было открыто такое явление, как "перенос" ("трансфер"). Его суть заключается в том, что пациент в процессе терапии начинает относиться к терапевту так, как относился к некоторым значимым людям из своего прошлого. Например, к одному из родителей, со всем спектром ожиданий, разочарований, конфликтов. Будучи уже взрослым, пациент словно заново переживает как любовь и привязанность, так и прежние травмы, гнев, чувство вины, страха, воспроизводя все то, что он переживал ребенком по отношению к отцу или матери. В последующем содержание этого понятия было значительно расширено, и выяснилось, что "перенос" может проявляться не только в рамках отношений "пациент-психоаналитик".
Подобную особенность человеческого поведения описывает также и Эрик Берн. В книге "Люди, которые играют в игры" он указывает на то, что каждый из нас в определенной степени придерживается некоего "сценария", и бессознательно отыскивает тех людей, которые могут "подыгрывать" ему. То есть каждый ориентируется на определенный тип отношений, на особый тип контактов с другими людьми, и выбирает тех, кто "вписывается" в его "игру".
Восприятие других людей бывает сильно ограничено нашими ожиданиями, потребностями, прошлыми удачами или разочарованиями и обидами. Нам удобнее сконструировать некий "идеальный образ" другого, или навесить на него "ярлык", занести его в свою "картотеку" в качестве определенного "типа", - и забыть, что другой остается живым, меняющимся, развивающимся человеком, многогранным, неисчерпаемым, свободным. Уникальность каждого человека делает его непредсказуемым, все время разным, и попытка "закрыть глаза" на этот факт означает заведомое обеднение отношений, перевод их в узкий заданный набор плоскостей, уровней, превращение жизни в схему, в программу. Неудивительно, что такие отношения быстро наскучивают и не приносят ни радости, ни чувства близости, ни понимания. Такая предвзятость лишает другого его свободы, его спонтанности; то, что мы ожидаем от него определенных реакций, слов, поступков, загоняет его в рамки, которые не он выбрал для себя, но мы навязали ему. Здесь не будет подлинного узнавания другого, развития, углубления взаимоотношений, не будет взаимопонимания… Но останется эгоизм и страх, самозащита, манипулирование другим и бегство от себя и от близости с другим. В таких отношениях нет и не может быть любви.
Известно повеление Бога в супружеской жизни: "Будьте одной плотью". Но исполнять его невозможно, если каждый из супругов живет "своей" жизнью и не делится с другим своими переживаниями, новостями, мыслями, тем, что его волнует в данный период. "Быть одной плотью" - это значит максимально расширять и углублять пространство "мы", делать его развернутым, разнообразным, насыщенным, детальным, многообразным. Это значит не самоустраняться из жизни супруга, но разделять с ним его жизнь и делиться с ним своей; уметь и "отдавать", и "брать"; быть открытым, готовым рисковать, изменять складывающиеся стереотипы, учиться не бояться открывать свои самые глубинные, интимные, сокровенные мысли и переживания.
Таким образом, соблюдение второй заповеди развивает в нас способность принимать ближнего таким, каким создал его Творец. Уважая, высоко оценивая личностную уникальность ближнего, мы, таким образом, уважаем и ценим Того, Кто сотворил этого человека.
3. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исход 20: 7).
Третья заповедь повелевает относиться к имени Бога с уважением, почитанием и благоговением. В Библии неоднократно подчеркивается, что имена Бога отражают различные аспекты, различные грани Самой Божественной Сущности - Любовь, Благость, Милость, Святость, Истинность, Терпение, Прощение… Уважать имя Божье означает уважать Самого Бога, признавать Его Величие и достоинство, то, что равного Ему нет. В нашем почитании Бога должно с необходимостью отражаться глубочайшее понимание Его сущности и того неповторимого значения, которое Он имеет в жизни каждого из людей.
Господь сотворил Вселенную и поселил на земле человека, потому что жизнь есть благо, потому что Он желает, чтобы все живые существа могли радоваться жизни, каждому дню, дарованному Господом. И процесс творения не был прекращен вместе с появлением неба и земли, растений и животных, человека. Бог продолжает созидать нас, приготовляя для жизни с Ним. Его любовь и милость столь велики, что две тысячи лет назад Он оставил Свой Престол на Небесах и родился в человеческом теле, добровольно принес Себя в жертву, приняв смерть на кресте, ради того, чтобы искупить грех мира, грех каждого человека, и дать возможность всякому верующему получить дар жизни вечной. Господь достоин чести, хвалы, славы и поклонения. Он достоин любви.
Таким образом, третья заповедь, повелевающая людям почитать имя Божье, учит нас подлинному уважению к личности Творца и Спасителя, к уважительному отношению к Его Святому Имени.
Но, как Бог желает, чтобы люди уважали Его, так же и человек нуждается в уважении.
Для древнеиудейской культуры, как и для большинства архаических культур, имя и человек, его носивший, тесно связывались. Например, в разного рода магических практиках считалось, что знание "второго" имени человека, сохраняемого в тайне, дает власть над ним самим, не меньшую, чем владение частицей его тела, позволяет оказывать на него желаемое воздействие, причинить реальный вред, вплоть до смерти. Имя понималось как отражение самого человеческого существа, выражение его характера и свойств. Кроме того, имя определяло занятия человека и место, занимаемое в обществе. Можно сказать, что именно от имени, от того смысла, которым оно было нагружено, зависела вся жизнь, вся судьба человека.
В целом неуважительное отношение к человеческому имени, искажение его, оскорбительные прозвища и т.п., отражает неуважение к самому человеку. Когда мы хотим, чтобы нас уважали, признавали, мы проявляем не гордыню, но то Божественное начало, которое заложено Богом в человека. Необходимость в уважении - это реальная потребность, отвечающая подлинной человеческой природе.
В свою очередь, истинным основанием для уважения является образ Божий в человеке. Так, не уважая человека, я не уважаю образ Божий в нем, не уважаю Самого Бога, в том числе и Бога как Творца. И, наоборот, соблюдая третью заповедь, проявляя уважительное отношение к Богу, Его имени, я развиваю свою способность уважать человека, бережно относиться к его чувствам, соблюдать его интересы, поддерживать его, делить с ним его радости и заботы, ценить его достоинство.
4. "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих…" (Исх. 20: 8-10).
В данной заповеди содержатся два основных момента. Во-первых, она предписывает человеку шесть дней в неделю трудиться, и в этом смысле она соотносится с повелением, данным Богом человеку во второй главе книги "Бытие": возделывать Эдемский сад (Быт. 2: 15). Но труд - это не только "добывание" куска хлеба. Он направлен и на попечение о других людях, об обществе, в котором мы живем, и обо всем окружающем мире. Труд - это прямое служение Господу, исполнение Его воли. В ежедневном труде мы выполняем поручение Бога управлять Его творением. Люди являются представителями Божьими на земле, и каждый из нас на своем рабочем месте служит Богу тем, что принимает участие в заботе о мире, в возделывании Божьего "сада".
Во-вторых, четвертая заповедь говорит об особом отношении к седьмому дню, "дню отдыха", об "отделении" его от того времени, когда мы работаем для Бога и для своего обеспечения, когда мы бываем полностью поглощены земными заботами, суетой, повседневными делами.
День седьмой должен быть особым. В этот день мы уже не работаем для Бога - это время, которое мы проводим с Ним. Это день размышлений о Боге, время особенно близкого общения с Ним. И Бог повелевает человеку забыть на это время обо всех заботах, обо всех неотложных делах и полностью посвятить себя Ему. И если мы желаем, чтобы Бог был близок к нам, нам необходимо время, чтобы самим быть с Ним, необходимо участие в таинствах, посещение богослужений, необходима молитва, чтение Библии, размышление о Боге.
Отказываясь это делать, мы выказываем неуважение к Богу. Тем самым мы пренебрегаем тем, что Господь всегда расположен к нам - еще от начала создания мира. Мы пренебрегаем тем, что Он "нашел время" для того, чтобы составить план Своего творения и всей истории мира. Мы пренебрегаем тем, что Он создал мир и нас в нем. Он нашел время для того, чтобы продолжать содержать этот мир, продолжать поддерживать его существование, поддерживать дыхание и жизнь в каждом из нас. У Бога есть время живить Собою Вселенную. Более того, Он нашел время, чтобы прийти в мир в человеческом облике, нашел время, чтобы взойти на крест ради нашего спасения.
Бог всегда находит время, чтобы пребывать на наших богослужениях, слушать наши молитвы, отвечать на них Своим сверхъестественным вмешательством, ниспосылать нам благословения и радость. Он всегда находит время для людей, для нас, у которых "нет времени" для Бога.
Господь желает, чтобы мы были с Ним. Но наши друзья, семьи, наши близкие также желают, чтобы у нас было время для общения с ними. Человек сотворен по образу и подобию Божию - и, как невозможно поддерживать отношения с Богом, не общаясь с Ним, так же невозможно поддерживать отношения с людьми, не уделяя времени общению с ними. Так же, как мы работаем для Бога, мы работаем и для благополучия наших семей. Но супруги и дети нуждаются не только в "материальном" выражении любви и заботы. Для того, чтобы отношения между супругами, отношения с детьми развивались, были полноценными, гармоничными, необходимо уделять время, чтобы общаться, делиться мыслями и чувствами, оказывать эмоциональную, духовную поддержку друг другу. Жене необходим муж не только в качестве "добытчика", но и в качестве друга, и в качестве пастыря. Жизнь супругов - это жизнь двоих, призванных стать единым целым, призванных разделить друг с другом свои радости и печали, победы и неудачи, свои интересы, события, происходящие в жизни каждого, мысли, чувства, оценки, тревоги, ожидания… И, как Бог требует особого времени, особого дня для общения человека с Ним, так и наши семьи нуждаются в особом времени общения и близости, нуждаются во времени, "отделенном" от всех прочих забот, для того, чтобы упрочить отношения любви и единства.
Таким образом, первая часть Декалога представляет значительную ценность прежде всего в качестве истинных ориентиров для построения правильных отношений с Богом. Проявлением любви к Богу и послушанием Ему являются, во-первых, признание Его уникальности, отведение Ему центрального места в жизни человека. Во-вторых, поклонение живому, реально существующему Богу, а не нашим фантазиям о том, каким нам бы хотелось Его видеть. В-третьих, необходимо развивать уважительное отношение к Нему. В-четвертых, нужно посвящать время для общения с Ним.
Но первые четыре заповеди открывают для нас порою скрытые, неосознанные желания других людей, их невысказанные ожидания. Соблюдение этих заповедей позволяет нам многое изменить и в сфере человеческих отношений. Благодаря им мы учимся отводить каждому из людей, которые нас окружают, его собственное, уникальное место, принимать его таким, каким сотворил Его Бога, уважать его, и находить время для того, чтобы быть с ним.
|