Что ты чувствуешь на Рождество?Дмитрий Лазута
Уже на первых страницах Нового Завета описано, как люди относились ко Христу. Во второй главе Евангелия от Матфея можно найти указания на три типа людей, по-разному относящихся к Иисусу. Интересно, что сегодня, спустя тысячелетия после Его рождения, люди по-прежнему делятся на те же три категории. Давайте рассмотрим каждую из них.
Страх и вражда
«Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матф. 2: 1-3). Или в другом переводе: «Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим».
Почему Ирод, узнав о рождении Иисуса, встревожился и дал повеление убить всех младенцев в Вифлееме? Очевидно, что Ирод увидел в Сыне Божием угрозу — угрозу своим интересам, царствованию, своему образу жизни. «Родившийся Царь Иудейский» — это прежде всего конкурент, соперник, угрожающий власти Ирода. Невозможно представить, чтобы Ирод признал в новорожденном Иисусе Царя!
Многие неверующие люди говорят, что христианские доказательства бытия Бога и исторические свидетельства событий, описанных в Библии, представляются им неубедительными и недостаточными. Однако за такой позицией часто стоит нежелание признать, что во Вселенной есть реальная сила, управляющая миром, нежелание смириться перед тем, что человек целиком и полностью зависит от Бога. Другими словами, такие люди подобны Ироду: они не хотят признать Христа Царем и Богом.
Они пребывают в заблуждении, что неверие есть состояние свободы, где каждый — творец собственной судьбы. Однако «нейтральной территории» не существует: все, кто не принадлежит царству Бога, находятся под властью сатаны, в рабстве у греха и смерти. И если Бог возвращает человеку его подлинную сущность, восстанавливает целостность личности, дает радость и смысл жизни, то сатана лишь разрушает жизнь человека и уничтожает его «я».
Однако испугался не только Ирод, встревожились и жители Иерусалима. Почему? Переход политической власти из одних рук в другие всегда сопровождается нестабильностью и беспорядками. Однако причиной страха перед Иисусом было невежество: Мессия не претендовал на политическую власть, не собрал восстание, чтобы свергнуть Ирода. Царство Христа не от мира сего, Он пришел, чтобы воцариться не на престоле Иерусалиме, а в сердце каждого отдельного человека. Город, состоящий из людей, в сердце которых воцарился Христос, — самый стабильный город. Семья, в которой все признают владычество Иисуса, — самая стабильная на свете. Жизнь человека, в сердце которого воцарился Христос, — самая стабильная жизнь.
Но и сегодня, спустя две тысячи лет после Рождества Христова, ничего не изменилось: невежественные люди видят в христианстве угрозу своей «стабильности», в то время как за этим страхом стоит сатана, «отец лжи». Человек теряет семью и имущество не тогда, когда приходит в христианскую Церковь, а когда находится под властью сатаны и пропивает свою жизнь. Если после «вечеринки» пьяный гость убивает хозяина — это дело рук сатаны. Если подросток умирает от передозировки наркотиков — это дело рук сатаны.
Бог дает человеку работу и здоровье, друзей и супруга, а сатана крадет эти дары и приводит людей к гибели. Когда хочешь жить независимо от Бога, легко стать жертвой сатаны.
Равнодушие
«И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Матф. 2: 4-6).
Здесь о первосвященниках и книжниках сказано немного: они посвятили свою жизнь служению Богу, знали о приходе Мессии и даже о том, где Он родится. Однако когда это произошло, их жизнь не изменилась. Кто-то из них по-прежнему учил народ закону, другие занимались повседневными делами, беспокоились о житейских проблемах. Но они не думали о том, что когда-то им придется умереть и предстать перед Божиим судом, ответить перед Богом-Вседержителем за каждый грех, каждое злое слово и порочную мысль.
И в наше время есть люди, которые не испытывают вражды по отношению ко Христу. Они даже могут верить в «какую-то силу», в «космический разум». Погруженные в заботы, они не ищут Бога, — но Бог Сам ищет их. Смысл Рождества в том, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19: 10).
Если соседи или друзья приглашают вас в церковь, если дети посещают воскресную школу и рассказывают вам о благодати Божией, если бабушка когда-то говорила о вере — это значит, что Бог ищет вас.
Во внешних обстоятельствах, трудностях и проблемах тоже есть смысл. И с их помощью Бог говорит вам, что нужно остановиться, проанализировать свои поступки, цели и образ жизни, понять, что в них не так, — и обратиться к Богу, обладающему силой и властью произвести необходимые перемены.
Радостное поклонение
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матф. 2: 10-11).
Интересно, как в десятом стихе описано эмоциональное состояние волхвов: переводчики не остановились на таких вариантах, как, например, «они обрадовались» или «они очень обрадовались». Использованные здесь четыре слова кажутся избыточными и, видимо, призваны подчеркнуть предельный восторг: «Возрадовались радостью весьма великою».
В ту эпоху волхвы — или, другими словами, языческие чародеи, — обладали высоким социальным статусом. Они получали доступ к тайным знаниям и были достаточно состоятельными людьми, о чем свидетельствует и ценность даров, принесенных Иисусу. Но именно волхвы оказали первые почести Сыну Божию и пришли к Нему с поклонением. У этих людей, похоже, не возникало никаких сомнений относительно того, как относиться к рождению Царя: они отправились в далекое опасное путешествие, чтобы увидеть Его, и принесли самое лучшее, самое дорогое, чем обладали. Но еще важнее то, что встреча с Богом была для волхвов событием радостным и счастливым, имеющим первостепенное значение. Ни богатство, ни власть, ни образование, ни языческая вера не стали препятствием для того, чтобы эта встреча состоялась.
В этом библейском отрывке волхвы показывают образцовый вариант отношения к Иисусу: за уникальным природным явлением они увидели знак, указывающий на Господа, оставили свои повседневные заботы и отправились в путь, чтобы отыскать Бога — Творца и Искупителя — и преклониться перед Ним.
Бог достоин поклонения, благоговения, послушания и любви, и Он ожидает от человека именно такого отношения. Его рождение и жизнь на земле, смерть на кресте и воскресение устранили все преграды, отделяющие от Него человека, — и теперь нам нужно лишь ответить на Его любовь, на Его зов.
|