Оружие христианского воина В. Голиков
Чудовищно навсегда остаться ребенком, слишком трусливо не переставать быть слабым.
Эразм Ротердамский
Какова судьба человека, находящегося во власти сатаны? Вы уверены, что вас это не касается? Почему же? Потому, что вы никогда не встречались с ним лицом к лицу? Или потому, что вы никогда не думали об этом?
Очень часто даже тот, кто уверен, что он - христианин, особенно молодой (во всех отношениях), представляет себе христианскую жизнь как эдакую приятную прогулку на небеса, налегке, по хорошей дороге, в прохладе утра. Но это жесточайшее заблуждение, как правило, кончается глубоким разочарованием и духовным "падением" (или, наоборот, - "падением" и глубоким разочарованием). Почему? Потому, что сатана не бездействует. Один проповедник, оценивая современную ситуацию Западной Церкви, писал: "Я убежден, что плачевное состояние сегодняшней церкви вызвано тем, что сатана забыт. Все приписывается нам; понятие "грех" мы, заменив, называем "проблемой", а духовные процессы - психологией, вообще не принимая во внимание сатану".
В начале 16 века Эразм Роттердамский видел ту же проблему: "Прежде всего тебе следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь - не что иное, как непрерывная борьба, и простые люди, души которых мир-обманщик улавливает обольстительнейшими забавами, сильно заблуждаются. Они несвоевременно устраивают празднества, как если бы уже одержали победу; удивительно, сколь беспечно они живут - не иначе как в наипрочнейшем мире, сколь спокойно они безмятежно спят, когда на нас без конца нападает закованная в броню великая армия пороков, домогается нас всяческими способами, угрожает всяческими кознями. Вот наверху неусыпно поджидают твоей гибели гнуснейшие демоны, вооруженные против нас тысячью хитростей, тысячью способами навредить нам! Огнеметными стрелами, пропитанными смертельным ядом, они подбивают наши умы отказаться от всего возвышенного. Способ отразить эту армию, конечно, непрост. Ведь она то в ярости разбивает оплоты души разными несчастьями, словно тяжелым тараном в открытом бою, то склоняет к предательству огромными, однако же пустейшими обещаниями, а то нежданно подкрадывается тайно проложенными ходами, чтобы поразить нас - зевающих и беспечных.
С другой стороны - будто мало того, что столько врагов грозят нам отовсюду, - внутри, в самой глубине души, к тому же враг более чем домашний, более чем родственный. Как ничего не может быть ближе его, так ничего не может быть опаснее. Вот здесь-то пребывает этот ветхий и земной Адам, более привычный, чем согражданин, более упорный, чем враг, которого и валом сдержать нельзя, и выбить из лагеря невозможно. За ним надлежит следить сотнями глаз, чтобы он как-нибудь не открыл демонам крепости Божьей.
Значит, когда всех нас терзает столь ужасная, столь трудная война, когда нам приходится иметь дело с врагами, столь многочисленными, поклявшимися и давшими обет погубить нас, неутомимыми, вооруженными, вероломными, умелыми, мы, безумные, не беремся за оружие, не стоим на страже, не относимся ко всему с подозрением, а беспечно храпим и прохлаждаемся".
Взглянем на эту ситуацию глазами Библии.
"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:11-17).
Таким образом, нам, - мне и вам, - поручено "устоять", сражаясь со злом и в мире, и в себе самом. Слово "стойте" (14 стих) переводится в Новом Завете еще и как "устоять". Это - Божья воля для каждого из нас. Здесь Господь открывает тайну: "В настоящий момент продолжается духовная война. Сатана пытается погубить вас, столкнуть с Божьего пути, но вам нужно устоять". А чтобы устоять, выстоять в сражении, нужно быть готовым к нему.
Павел приводит пример, хорошо знакомый его аудитории, - римских воинов, которым военачальники никогда не позволяли сидеть без дела, потому что иначе они деградировали (так же, как бездействие и пассивность оказываются губительными для христианской жизни).
Чем же занимались римские солдаты? "Секрет побед римского оружия заключался в редком сочетании высокого мастерства каждого воина с безукоризненным умением сражаться в большом и малом коллективе. Римская армия не была ни монолитом, - наподобие греческих фаланг, - ни живой как ртуть, богатой сильными в индивидуальном поединке бойцами, но неспособной к регулярному сражению дружиной германцев или кельтов. Римляне, как никто из их противников, умели четко и стремительно перестроиться во время сражения: рассыпаться на мелкие подразделения, собраться воедино, закрыться в глухой обороне, перейти в сокрушительную атаку, согласованно выполняя приказы командиров на любом тактическом уровне - от отделения до когорты (шестьсот человек) и легиона (шесть тысяч человек) в целом.
Поразительное "чувство локтя" и дисциплинированность римских легионеров были, с одной стороны, результатом тщательного отбора в армию, а с другой - плодом системы обучения воинскому искусству, краеугольным камнем которой была дисциплина. Впрочем, дисциплина для римлян была больше, чем навык беспрекословного повиновения и точность в выполнении приказа. В понятие дисциплины входили и доведенные до автоматизма навыки действия оружием, и высокая тактическая грамотность каждого легионера и удивлявшее противников взаимодействие римских воинских частей и родов войск. А овладение боевым искусством было возможно только через изнурительные тренировки".
Эти тренировки включали в себя следующие упражнения:
"Во-первых, личная тренировка, которая состояла из гимнастики, бега, прыжков, плавания, владения мечом, дротиком, луком и даже пращей. Неприятеля изображал врытый в землю двухметровый чурбан, по которому наносились удары мечом и в который метался дротик".
Во-вторых, групповые упражнения. Солдаты маршировали боевым строем, перестаивались самыми разнообразными способами. Учились двигаться когортами (шестьсот человек) и центуриями (сто человек). "Три раза в месяц совершали марш - пятнадцать километров с полным вооружением и багажом, который весил сорок восемь килограммов. Для сравнения: вес боевой выкладки на марше у русского пехотинца времен первой мировой войны, знаменитого своей выносливостью, составлял тридцать восемь килограммов. Солдаты должны были совершать марш в быстром темпе: со скоростью шесть - восемь километров в час. Не случайно римских легионеров называли "мулами Мария", который установил содержание и вес походной амуниции солдата".
В-третьих, земляные работы. "Пожалуй, ни одна армия, за исключением советской, не строила столько, сколько строили римские легионеры. Строительная традиция римского войска уходит корнями в республиканскую древность, когда строили временные летние лагеря из дерна и земли для кратковременных стоянок и зимние лагеря для более длительного постоя - с использованием дерева".
Например, III легион имени Августа. "Его первой традиционной работой было сооружение самого лагеря. Этим же воинам пришлось проводить в свой лагерь воду, необходимую для их нужд и построить храм Нептуна; они же соединили лагерь с соседними городами, посредством больших, хорошо вымощенных дорог. Построили преториум, в котором жил начальник легиона, термы, триумфальные арки и амфитеатры возле своего лагеря. Император даже обращается к ним для основания городов, например, Тимгад".
Если принять во внимание, что все строительные работы проводились во время отдыха, в промежутках между учениями, постоянным подавлением восстаний, отражением набегов соседей, то становится ясно, насколько эти люди были деятельными и подготовленными.
А мы, воины Христа, не подготовлены! Почему? Повеление Господа состоит в том, что, для того, чтобы "выстоять", нам необходимо "облечься во всеоружие". Повелительное наклонение ("облекитесь") указывает на то, что мы уязвимы и недостаточно подготовлены. Ведь если мы уже защищены, зачем дополнительно во что-то "облекаться"? Более того, повелительное наклонение указывает, что ответственность за выполнение этого действия лежит на нас, поскольку Господь уже дал нам Свое всеоружие. Бог не посылает неподготовленных солдат в бой, на смерть, как это делают наши земные правители. Он предоставляет нам Свое всеоружие в качестве серьезного основания для победы.
Тем не менее, нам снова и снова хочется повторять грех Адама, и единственной реальностью нашей жизни становится независимость от Бога, гордыня, самостоятельность и глупая самонадеянность. Именно поэтому мы надеемся на свое собственное оружие и пытаемся противостоять сатане собственной силой. А задумывались ли Вы, почему в Вашей жизни случаются падения, казалось бы, "на ровном месте"? - Во многом потому, что мы отвергаем Божью помощь. Попытка устоять против сатаны, уповая на свое природное благоразумие, хорошее воспитание, престижное положение или "святость" другого человека почти всегда заканчивается провалом.
Американский боксер Джеймс Тиллис рассказывал о себе такую историю. Когда он, молодой парень, приехал впервые в Чикаго, то пошел с двумя огромными чемоданами, в которых находилось все, что у него было, на центральную площадь. Там, став перед огромной башней - главной городской достопримечательностью, - он поставил свои чемоданы на землю, задрал голову, глядя на самую ее вершину, и сказал сам себе: "Чикаго! Очень скоро ты падешь к моим ногам и признаешь меня!!!" Потом, сияя счастливой улыбкой, посмотрел вниз и увидел, что его чемоданы уже куда-то "ушли". И это еще не самый печальный финал самонадеянности!
Попытаемся же разобраться в том, во что именно мы должны облечься, чтобы выстоять и победить. Греческое слово, переведенное как "всеоружие", буквально означает полную экипировку тяжелого римского пехотинца, основные части которой сравниваются здесь с Божьим оружием. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. "Препояшьте чресла ваши истиною", пояс истины
Солдатский пояс сравнивается с истиной, т.е. действие истины в нашей повседневной жизни в чем-то подобно тому, для чего служил пояс римскому солдату.
Конечно, пояс не оружие, но без него никак нельзя было обойтись. Дело в том, что главной (но не единственной) нижней одеждой легионера была туника, обычно белого или красного цвета, которую он носил и в мирных условиях, а перед боем надевал под броню. Упрощенно говоря, она была похожа на пошитый по фигуре мешок, с отверстиями для рук или рукавами, и у мужчин доходила до колен или икр. Но перед боем тунику поднимали вверх и подвязывали поясом. Это давало солдату полную свободу движений.
Таким образом, истина должна давать нам какую-то свободу. Правильность наших рассуждений подтверждается и тем, что сам Иисус говорит об этом в Евангелии от Иоанна: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32).
Истина, которую нам открыл Бог через Иисуса Христа в Библии, касается и духовной, и интеллектуальной, и эмоциональной составляющих человека, и раскрывает нам подлинный, непреходящий смысл жизни.
Каждый человек когда-нибудь спрашивает себя: "Чему я посвящу мою жизнь? Карьере? Накоплению благ? Удовольствиям? Служению Богу?" И лишь истина, освобождающая нас, показывает, что в жизни действительно важно, а что - фальшиво и иллюзорно.
От чего же освобождает нас истина Божья? Во-первых, от греха. Многие из нас грешат не потому, что хотят грешить, а потому, что не могут иначе. Грехи настолько завладевают человеком, что, сколько ни старайся, невозможно освободится от них до тех пор, пока не переживешь возрождение духовной жизни. И здесь, наряду с переменой поведения, изменяется и цель жизни, которая понимается теперь как стремление к увеличению в себе и мире любви и добра.
Сатана же пытается сделать все возможное, чтобы мы забывали о том, для чего надо жить. Именно поэтому пастыри и проповедники постоянно увещевают нас не забывать этого, для чего необходимо слушать, читать, размышлять над Словом Божиим и молиться.
Во-вторых, истина освобождает от границ собственного "я". Многие люди прекрасно понимают, что самая большая проблема в их жизни - это они сами. Они в отчаянии восклицают: "Я не могу измениться. Я пытался, но это невозможно". И происходит это до тех пор, пока человеком не овладевает страстное и неутолимое желание стать таким же, как Христос.
Но и в этом сатана препятствует нам, искажая наше понимание того, кем мы становимся, пребывая во Христе, и мы не придаем особого значения настоятельной необходимости преображаться во Христа.
В-третьих, истина освобождает от зависимости от мнения других людей. Многие люди живут в постоянном страхе, рассуждая над вопросом, который нашептывает им сатана: "Что подумают обо мне люди?" Кто-то сказал, что голос ближнего звучит в наших ушах громче голоса Божьего в сердце. Но христианин - это человек, который перестал беспокоиться о том, что подумают или скажут о нем другие, потому что для него важно только то, что о нем думает Бог. Только Господь, и никто другой, знает наверняка, что есть истина в контексте единственно возможного смысла и назначения человеческой жизни.
На эту тему русский поэт Алексей Константинович Толстой написал в 1858 г. стихотворение:
ПРАВДА
Ах ты гой еси, правда-матушка! Велика ты, правда, широка стоишь! Ты горами поднялась до поднебесья, Ты степями, государыня, раскинулась, Ты морями разлилася синими, Городами изукрасилась людными, Разрослася лесами дремучими! Не объехать кругом тебя во сто лет, Посмотреть на тебя - шапка валится!
Выезжало семеро братиев, Семеро выезжало добрых молодцев, Посмотреть выезжали молодцы, Какова она, правда, на свете живет? А и много про нее говорено, А и много про нее писано, А и много про нее лыгано.
Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих, И подъехали к правде со семи концов, И увидели правду со семи сторон.
Посмотрели добры молодцы, Покачали головами удалыми И вернулись на свою родину; А вернувшись на свою родину, Всяк рассказывал правду по-своему; Кто горой называл ее высокою, Кто городом людным торговыим, Кто морем, кто лесом, кто степию.
И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти, И, рубяся, корились, ругалися, И брат брата звал обманщиком. Наконец полегли до единого Все семеро братьев удалыих; Умирая ж, каждый сыну наказывал, Рубитися наказывал до смерти, Полегти за правду за истину; То ж и сын сыну наказывал, И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду за истину На великое себе разорение.
А сказана притча не в осуждение, Не в укор сказана - в поучение, Людям добрым в уразумение.
Как вы сами могли убедиться, герои этого стихотворения, - как, впрочем, и каждый из нас, - обладают представлением только о каком-то одном аспекте истины, считая свою позицию единственно правильной и уникальной (и за эту уникальность мы готовы сражаться "до последнего").
Итак, "препояшьте чресла ваши истиною" означает: поймите, что в данном контексте истина понимается не только в значении "объективной реальности". Мировоззренческое значение истины - это прежде всего смысл, который вносит в жизнь не человек, основывающийся на каких-то своих соображениях, а именно Бог, давший ее нам. И жизнь в соответствии с этим единственным смыслом становится по-настоящему свободной.
Спросите у себя: на чем базируется моя жизнь? В чем смысл моей жизни? Сделало ли меня по-настоящему свободным то, что я положил в основание своих желаний, ценностей, поступков? А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
2. "Облекитесь в броню праведности", броня праведности
Павел сравнивает броню с праведностью или, другими словами, праведности должна производить в нашей жизни "эффект", в чем-то аналогичный роли панциря для римского солдата.
Панцирь составлял основу защитного вооружения римского воина, хотя до II в. до н.э. легионеры чаще всего пользовались нагрудником из круглых и квадратных бронзовых пластин. Но, начиная с I в. н.э. (время служения Христа и Павла, автора послания к Ефесянам), в обиход входит панцирь из железных пластин. Пластины крепились медной фурнитурой к кожаной основе. Он был заимствован легионерами у мятежных гладиаторов Германии в 21 году. Пластинчатый панцирь был достаточно легким, но быстро ржавел и потому широкого распространения не получил.
По свидетельствам археологов, во времена Павла, да и до конца существования Римской Империи, самым распространенным типом брони была железная кольчуга, заимствованная у кельтов. "Она весила около десяти килограммов, но была очень удобна и весьма эффективно защищала основные жизненно важные органы от колющих и рубящих ударов, существенно ослабляла силу удара дротиков и копий".
Что же такое праведность и в каком смысле она нас защищает?
Понятие "праведность" в посланиях Павла почти всегда означает правильные отношения человека и Бога.
Если вы искренне верите, что Христос умер именно за ваши личные грехи и обратились к Нему в молитве покаяния, если вы искренне верите, что своей крестной смертью Он спас вам жизнь и потому теперь она принадлежит не вам, а Ему, значит, вы уже стоите пред Богом не как осужденный преступник перед беспристрастным Судьей, а как любимый ребенок возле любящего Отца. Такие отношения с Богом и являются правильными. Благодаря им "броня праведности" опоясывает человека и защищает его. - Подобно кругу, который чертил гоголевский семинарист Хома, пытаясь спрятаться от Вия. Только в этом положении человек недоступен для дьявола, и потому необходимо дорожить этим и, если ваши отношения с Богом вдруг нарушаются, спешите к покаянию и примирению, потому что дьявол (с греч. -"клеветник"), будет постоянно обвинять вас в грехах для того, чтобы вы оставили свои попытки стать похожим на Христа и вернулись к прежней жизни. Он хочет, чтобы вы забыли о том, что Иисус умер за ваши грехи и сейчас ходатайствует за вас.
История, произошедшая с Лютером, может быть хорошей иллюстрацией вышесказанному. Однажды Лютеру приснился сон, в котором к нему пришел сатана и принес большущий свиток, исписанный вдоль и поперек. Сатана не спеша развернул его и предложил прочитать. Это были все грехи Лютера, и он попытался найти них хотя бы один, в котором был бы невиновен.
- Что ты можешь сказать в свое оправдание? - спросил сатана.
- А это все грехи? - спросил его Лютер.
- Нет, - ответил сатана.
- Покажи все.
Сатана ушел, и принес еще один свиток, больший первого.
- Теперь все?
- Да, - ответил сатана. - Теперь все.
- Тогда возьми перо, - сказал Лютер, - и пиши красными чернилами через весь свиток: "Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха!" (1Ин.1:7).
А у вас такие отношения с Иисусом Христом? Является ли ваша праведность броней? У вас есть гарантия вашей защищенности? А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
3. "Итак, станьте… обув ноги в готовность благовествовать мир", обувь Евангелия мира
Отметим, что по вопросу понимания этих слов существует несколько мнений.
Некоторые считают, что тут все просто: Павел говорит о том, что мы должны рассказывать другим о Христе. Такая готовность будет, во-первых, благотворно влиять и на нашу собственную жизнь, "потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:10), и, во-вторых, знакомить и других людей с Благой вестью.
Я читал об одном человеке, который работал кровельщиком. Однажды он спускался с крыши по лестнице и маленький мальчик, стоящий внизу, восхищенно сказал: "Дядя, я знаю, почему Вам не страшно там, наверху! Потому что Вы сегодня утром молились Богу".
"А я ведь этого не делал! - говорил позже этот рабочий. - Но с тех пор я никогда не забываю молиться".
И в нашей церкви есть несколько сестер, которые иногда пекут пироги, аккуратно упаковывают их, берут с собой еду и христианские брошюры, и, проходя по городу, беседуют с нищими и кормят их.
В харизматических церквях молодежь не только собирается вместе на специальное служение чтобы "получить удовольствие" от поклонения Богу, но и, например, каждое воскресенье вечером проводит неформальное евангелизационое общение в парках города, рассказывая своим сверстникам о Христе, и не мыслит себя без этого.
А те люди, которые окружают Вас, - они знают о Ваших отношениях с Иисусом Христом?
По мнению же других исследователей, в соответствии с общим контекстом данного отрывка, речь идет не о продвижении христианина вперед, а о способности устоять, о стойкости благодаря утвержденности в Евангелии, потому что именно так можно еще перевести слово "готовность". Тогда слова Павла звучат так: "Итак, выстойте … обув ноги в укорененность в Евангелии мира", или, другими словами: "Будьте способны твердо стоять на ногах в битве, благодаря уверенности в Евангелии, которое вселило мир в ваше сердце". Евангелие - это основа нашей стойкости.
Неожиданный поворот, не правда ли? Для того, чтобы проверить правильность наших рассуждений, попробуем понять эти слова так, как люди, к которым они были обращены.
Наши братья и сестры, жившие в I веке, прекрасно знали обувь легионера. Какой она была? Обувь римского солдата называлась "калига". "В основании толстая подошва без каблука, густо утыканная острыми гвоздями, к которой пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни, оставляя открытыми пальцы". В таких сандалиях легионер, во-первых, был очень устойчив, как альпинист, а, во-вторых, такие сандалии обладали потрясающей прочностью и выдерживали пеший марш до шестисот километров. Потрясающая прочность, не правда ли? Кроме того, "грохочущая обувь легионера сразу же выделяла его из толпы гражданских людей и служила специфической чертой его особого социального статуса".
Таким образом, и версия о провозглашении Евангелия неверующим, и версия о необходимости укорененности в Евангелии на основе ясного понимания его сути, оказываются одинаково правомерны.
Очевидно, что, с одной стороны, мы должны обуться в обувь, специально предназначенную для длинного похода - нести Благую весть спасения по всей Вселенной, так, чтобы везде, где бы мы ни появлялись в грохочущих калигах Евангелия, люди видели в нас прежде всего истинных посланников Бога. Наша активность в этом случае подобна упреждающему удару по сатане. Кто-то из христианских мыслителей сказал, что сатана использует разные "наживки", чтобы поймать человека, и только пребывающий в праздности клюет на голый крючок. Нужно свободно и открыто рассказывать о своем личном знакомстве с Иисусом Христом!
С другой стороны, мы должны обуться в такую обувь, которая, подобно якорю (или калигам), не позволит сдвинуть нас с места. А якорем нашей преданности Богу как раз и является Евангелие мира, суть которого точнее всего выразил апостол Павел: "Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (1Кор. 15:1,3-4). Значит, для того, кто во Христе, смерти больше нет. Разве это не серьезное основание для новой жизни и мира в сердце? Ведь все человеческие страхи и всякое беспокойство сводятся к тому, что мы можем болеть, голодать, мерзнуть - именно болезни, голод и холод неминуемо приводят к смерти. Следовательно, чего бы ни боялся человек, в итоге он боится только смерти, но для настоящего христианина, носящего в своем сердце Евангелие, нет ни смерти, ни страха перед ней, - так же как нет смерти и для Самого Иисуса Христа.
Обрели ли вы в Евангелии прочное основание для стойкости? Укоренены ли вы в Слове и Духе Благой вести? Помогает ли вам Евангельская истина в борьбе против сомнений и страха? Несете ли вы Благую весть в мир?
А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
4. "А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого", щит веры
Словосочетание "паче всего" очень часто переводят как "кроме всего этого", говоря о том, что щит не самая главная, но неотъемлемая часть вооружения, которая обозначена греческим словом "туреос", и представляет собой не маленький круглый щит, а большой четырехугольный, называемый римлянами "скутум". Что же мы о нем знаем?
Он весил около десяти килограммов и достигал одного метра двадцати сантиметров в высоту и восемьдесят сантиметров в ширину, т.е. закрывал воина почти полностью. "Щит склеивался из трех слоев осиновых досок, причем внутренний слой был перпендикулярен внешним. В центре щита с внешней стороны находилось коническое навершие из бронзы или железа, которое защищало руку солдата; в мирное время солдаты прятали там деньги и ценности. Деревянную поверхность щита с внешней стороны покрывали полотном, а затем слоем толстой сыромятной кожи. Края щита и его внешняя сторона обивались бронзой, так что общая толщина щита достигала семи сантиметров". Такая технология гарантировала потрясающую надежность: щит возможно было пробить только в упор дротиком или стрелой, пущенной из катапульты, а не из лука. Именно поэтому легионеры их очень берегли и в мирное время закрывали чехлом из козьих шкур, нося щит за спиной (как школьный ранец). Таким образом, скутум полностью закрывал человека, был практически непробиваем и заслуживал бережного ухода.
Что же общего между щитом и верой?
Для апостола Павла вера - это полное доверие Иисусу Христу. Что это значит?
Жизненный путь Иисуса Христа складывался из Его уникального образа мыслей, стиля принятия решений на основе Его личных твердых принципов, способа видения происходящего и особенных критериев оценки. И нам нужно учиться следовать за Ним, т. е. учиться смирять свои собственные претензии, учиться думать так же, как Он, принимать решения, доверяя правильности Его принципов. Но если мы следуем точно за Ним, это значит, что Он и является нашим щитом. "Господь - крепость моя и щит мой", - говорит в двадцать седьмом псалме Давид, но закрыться Им можно только тогда, когда стоишь, следуешь точно за Ним. И сложность состоит как раз в том, что римский легионер, оставаясь на месте, передвигал щит, помещая его между собой и опасностью. Но мы не можем "двигать" Бога туда, куда нужно нам. Это Он идет перед нами, как огненный столп шел перед Израилем на пути к земле обетованной, и принимает на Себя наши грехи и тяжесть пути, поэтому "двигать" нам нужно себя, чтобы следовать точно за Богом. Но поступать, думать и решать так, как Иисус Христос, просто потому, что Он так делал, мы не сможем до тех пор, пока полностью не доверимся Его непогрешимости и дарованного Им видения духовной реальности.
Богослов Джон Р.У. Стотт рассказывал, как один миссионер, живущий в джунглях и переводивший Новый Завет на язык местных жителей, долго не мог объяснить сущность понятия "вера". Но однажды к нему пришел человек, попавший в большую беду и нуждавшийся в срочной помощи: "Пожалуйста, - сказал он - можно мне прийти и очень сильно опереться на вас?"
Веровать в Бога - это значит не только осознавать умом, но и понимать сердцем, что ты похож на изувеченного и израненного войной человека, который может спастись, только если его подхватит и поддержит Тот, Кто действительно силен и здоров, Кто может, закрыв Собой, как живым щитом, вынести в тихое и безопасное место и, вылечив, вернуть к полноценной жизни. Таким спасителем как раз и является Иисус, а закрыться щитом веры - значит точно следовать за Ним.
Но тут появляется Дьявол и начинает метать в вас свои раскаленные стрелы (хотя, если оставаться в стилистике послания к Ефесянам, - то "горящие дротики"). Именно дротик - "пилум" - был "фирменным", исключительно римским оружием. "Он состоял из двух частей: длинного деревянного древка (около одного метра) и металлического острия такой же длины.
Способ его применения состоял в том, чтобы, за несколько секунд до начала боя метнуть его с расстояния около двадцати-двадцати пяти метров, но не в солдат, а в щиты первых шеренг противника. Тяжелое (до трех килограммов) и длинное острие обеспечивало дротику такую силу, что он пробивал любой щит, кроме римского. И такой щит, из-за тяжести и длины дротика, уже нельзя было использовать. А для того, чтобы пилум хорошо застревал и оставался в щите, его острие делали зазубренным и соединяли с древком не металлическими гвоздями, а деревянными. Массированная атака такими дротиками в исполнении профессионалов приводила в полное замешательство любого врага". А лишившись щита воевать невозможно!
Но самой опасной была ситуация, когда острие дротиков обматывали паклей и метали зажженными. И здесь римского солдата спасала многослойность его щита: толстый слой кожи, полотно и три слоя древесины мгновенно сбивали пламя.
Таким "горящим дротиком" сатаны, который желает лишить нас щита веры, является, прежде всего, сомнение. Когда вы следуете за Христом, желая поступать так же, как Он, сатана говорит вам: "Ну-ну! Ты поступишь как Иисус?! Это невозможно! Ты же не Бог, а жалкий и порочный в своей душонке человечек. Куда тебе до Него?" Или так: "Говоришь, так поступил бы Иисус? А с чего ты решил, что Он поступил бы именно так? Почему ты думаешь, что это вообще самый лучший путь?"
Вот здесь как раз и нужно применить "щит веры": "Да, я поступаю, как Иисус, несмотря на то, что я - не Он. И это лучший путь по той простой причине, что "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20).
В вас могут также полететь обвинения в грехах, искушения непослушанием, разного рода порочными желаниями, злобой и страхами. Но наше доверие Христу и точное следование за Ним всегда есть и будет лучшим щитом.
Представьте себе зиму, унылое завывание обжигающего ледяного ветра, рвущего совершенно голые ветви деревьев. Кругом все безжизненно, безнадежно, белая пустыня холода... То, что летом зеленело и цвело, теперь покрыто большим белым саваном. И каждый раз, выходя на улицу, мы с ностальгией вспоминаем весну и лето и ожидаем их возвращения.
Отчего же в природе происходит такая перемена? Ведь и зимой солнце появляется в небе по-прежнему. Но земля отклоняется от солнца частью своей поверхности и этим самым лишается огромной части тепла. Так же случается и с нами, когда мы уклоняемся от Господа, пренебрегаем Его заботой и рассчитываем только на себя. Берегите и бережно храните свою веру, соединяющую вас с Богом, чтобы никогда не наступала зима в ваших сердцах и душах.
А вы закрыты "щитом веры"? Следуете ли вы за Иисусом Христом "след в след", забывая о себе и своем мнении по всем вопросам? А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
5. "Шлем спасения возьмите", шлем спасения
Шлем римского солдата обычно изготавливался из железа, а внутри отделывался войлоком или другим мягким материалом, что позволяло выдерживать как вес самого шлема, так и ударов - ни топор, ни молот не могли его пробить. Но в шлеме было очень жарко, поэтому легионеры одевали его только перед лицом явной угрозы.
С другой стороны, шлем служил не только средством защиты, но и украшением - некоторые из них выделялись рогами, перьями или конскими хвостами.
Что же общего между шлемом и спасением, какая аналогия между ними открывает духовную истину?
В своих посланиях апостол Павел рассуждает о трех аспектах спасения: прошлом, настоящем и будущем.
Прошлое. "Бог избрал нас в Иисусе Христе прежде создания мира" (Еф. 1:4). "Избрал" - это не значит, что Бог заранее решил кого-то спасти, а кого-то отправить в ад. Это значит, что еще до создания Вселенной Бог решил, что Иисус Христос будет единственным путем, по которому можно прийти к Нему, к Богу. И все, кто верой последует за Иисусом, будут приняты как дети Божии.
Настоящее. "Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2:12).
С одной стороны, спасение дарует Бог. Только Он производит в нас желание спастись, побуждая к постоянному поиску Себя. Это желание вызвано не нашим человеческим чувством, а исходит исключительно от Бога.
Но, с другой стороны, спасение зависит и от человека: "Совершайте свое спасение". Дело в том, что всякий дар должен быть принят. Когда человек болен, врач может прописать лекарства, но он не выздоровеет, если не будет принимать их. Так же обстоит дело и со спасением. Слово "совершайте" переводиться еще как "осуществлять практически", т.е. Павел говорит не о том, что спасение нужно заработать, а о необходимости являть его на деле, делать видимым сейчас то спасение, которое было дано нам Богом еще до сотворения мира.
Будущее. "Мы спасены в надежде" (Рим. 8:24). Слово "надежда" в Новом Завете переводится еще как "ожидание", т.е. мы спасены, когда на что-то надеемся и чего-то ожидаем… Но чего? - Второго пришествия, когда каждый из нас воскреснет в новых телах, уже совершенно свободным от остатков ветхой природы, от порочного несовершенства.
Из всего этого следует, что шлем спасения - это, прежде всего, уверенность в спасении, которая одновременно и защищает нас, и украшает, подобно венцу. А основана эта уверенность прежде всего на том, что Бог верен Себе и Своему Слову. До создания мира Бог решил спасти нас, обещал это и потому пришел в мир и умер за наши грехи. Он достоин того, чтобы доверить Ему свои жизни, как это сделали уже миллионы людей, - например, миссионер Уоптон Вэскотт и его друзья.
Этот случай произошел в Заире. Уоптон Вэскотт, будучи молодым миссионером, с двумя своими друзьями проповедовал Евангелие среди людей, которые в те времена были людоедами. Их палатка стояла на берегу маленького озера вблизи африканской деревни, жители которой оказались весьма дружелюбными.
По вечерам туземцы садились у огня и слушали белых людей. Некоторые из них стали принимать Евангелие и один за другим отворачивались от скверных обычаев, учась жить в вере и любви к Богу и друг к другу.
Надо сказать, что они были весьма смелыми людьми, потому что всю свою жизнь верили в злых духов джунглей и теперь им было трудно довериться Иисусу как Всесильному Богу. Особенно они боялись местного колдуна, который был вне себя от ярости, потому что люди отвергали суеверия и обращались к живому Богу.
Как-то раз вечером к миссионерам прибежал деревенский мальчик.
- Я пришел предупредить вас, - прошептал он, дрожа от страха. - Вы должны срочно бежать сегодня ночью. Мой отец будет ждать вас с лодкой, он просил передать, что это последняя возможность, потому что колдун пришлет сюда убийц.
Но миссионеры сами учили доверять Богу.
- Мы не можем бежать, мы верим Богу и остаемся!
Тропическая ночь наступила быстро. С озера поднялся густой непроглядный туман. Миссионеры молились в палатке и ждали… Но убийцы так и не появились. Рука Божья защитила их!
Прошли месяцы, и они стали забывать эту историю, а туземцы говорили, что духи покинули колдуна и он теперь не страшен.
Однажды к миссионерской палатке пришел старик:
- Хочу знать живого Бога, - сказал он.
Они начали беседовать, и, когда ему рассказали о грехе, старик сказал:
- У меня много грехов, но один особенно мучает меня. Когда-то я послал людей убить вас. Их было трое, но они вернулись, никого не убив.
Трое друзей поняли - перед ним был колдун!
- Но почему? Мы же были без оружия!
- Я приказал убить троих, а вас было четверо, - ответил колдун. - Мои люди не знали, кого оставить в живых. Они ждали, но четвертый не уходил. Скажите, кем был человек, который просидел с вами всю ночь?..
Уоптон ничего не ответил и до конца своей жизни так и не узнал: Сам ли Господь был с ними или кто-то из Его ангелов, но, доверив себя Ему, они не ошиблись. Не ошибетесь и вы, потому что "всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Иоан. 11: 26).
Кроме того, наша уверенность в спасении основана на изменениях нашей повседневной жизни, которая есть жизнь уже спасенных детей Божьих, ожидающих открытой встречи с Господом лицом к лицу.
Вы уже спасены:
- если вы раскаялись в своих грехах и просили у Бога прощения;
- если воля Божья для вас - высший авторитет;
- если Церковь стала для вас Божьей семьей, принадлежностью к которой вы дорожите;
- если вы жаждете общаться с Богом через молитву и Писание;
- если вы стремитесь исполнять Божью волю;
- если вы ведете духовную войну.
А надежность Божьего спасения просто потрясающа! Если вы раскаялись в своих грехах перед Богом, публично исповедовали свою веру и следуете за Христом, значит, вы спасены. И ваше спасение, как шлем, со стопроцентной гарантией защищает вас от смерти. Да, смерть, подобно осьминогу, плотно обхватывает свою жертву своими щупальцами, и жадно пожирает. Когда мы умираем, наши распадающиеся тела утрачивают все признаки жизни, потому что мы полностью поглощены смертью. Именно наша смерть является целью нападок сатаны. Благодаря тому, что Божие спасение, как шлем, защищает нас от необратимости смерти, и происходит чудо воскресения. "Но все это произойдет только в будущем? - скажете вы. - А что сейчас?"
В земной жизни, в частности, шлем спасения защищает от одержимости бесами, потому что туда, где живет Дух Божий, не могут вселиться ни сатана, ни бесы. Разве это не важно?
Но при этом сатана продолжает смущать нас, говоря: "А ты уверен, что спасен? Почему ты решил, что теперь ты дитя Божье? Посмотри на свою жизнь, и ты увидишь, что это не так!!!". Если это происходит с вами, загляните в свое сердце, и если в нем действительно живет искренняя любовь к Богу и ближнему, вы можете честно сказать: "Да, я пока не совершенен, но люблю Господа, и поэтому стану похож на Него во всех отношениях - и нравственно, и духовно, и телесно, - когда Он снова придет!"
Но сатана не отступает: "Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же?" (2 Пет. 3:4). На это отвечает Сам Бог во втором послании Петра: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). Господь желает, чтобы все пришли к покаянию, а значит, и к спасению.
Итак, "шлем спасения" - это уверенность в спасении, основанная на верности Бога Себе и на очевидных изменениях в нашей жизни, защищающая нас и от смерти в будущем, и от нападок сатаны сейчас.
Уверены ли вы в своем спасении? Делает ли вас неуязвимым перед лицом смерти вера, которой верите вы? Позволяете ли Богу распоряжаться вашей жизнью, доверяете Ему в этом? А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
6. "Возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие", меч духовный
Павел сравнивает меч со Словом Божьим, т.е. нам должно действовать Словом Божьим так же, как римский солдат действовал мечом. Здесь Павел употребляет специальное название, которое подразумевает "короткий (длина клинка сорок-пятьдесят пять сантиметров), узкий (ширина клинка пять с половиной-семь с половиной сантиметров) и обоюдоострый меч, весящий всего один килограмм. Он считался второй, после пилума, "визитной карточкой" римских легионеров, и был заимствован у кельтоиберов Испании, поэтому и получил название "гладиус хиспаникус". Появление гладиуса ученые объясняют упрощением технологии изготовления оружия в условиях походно-лагерных мастерских.
В противоположность пехотинцам, конные легионеры пользовались длинным кельтским мечом, от названия которого произошло современное слово "шпага". Длина клинка этого меча доходила до восьмидесяти сантиметров. В соответствии с тактикой кавалерии, преследовавшей спасающихся бегством пехотинцев врага, длинный меч был ориентирован на нанесение рубящих, а не колющих ударов". Рубящий клинок наносил большие, но неглубокие поверхностные раны, не проникая вглубь, а главной задачей гладиуса было нанесении именно колющих, глубоко проникающих ударов в тесном рукопашном бою, как в целях защиты, так для нападения. Таковым колющим, обоюдоострым мечом защиты и нападения для нас должно стать Слово Божье.
Во-первых, Слово Божье должно "колоть". Как же "колет" меч Божий - Его Слово? "Слово" (по-гречески "рема"), произнесенное Богом, способно пробивать барьеры непонимания и ожесточенности, проникать до глубин человеческого сердца и пробуждать его духовное начало. "Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис.55:11). Другими словами, воля Бога состоит в том, чтобы мы, в данном контексте, использовали Его Слово правильно, т.е. им должно именно "колоть", а не "рубить". Похоже, что, когда мы используем знание Божьего Слова ради каких-то своих корыстных интересов, например, чтобы блеснуть эрудицией или выиграть спор, мы наносим "рубящие" удары своим оппонентам. Да, мы победили, нас признали образованными, с нами согласились, но проникло ли произнесенное нами Слово в сердца других людей?
Рассказывать о Боге, о Евангелии, цитировать Библию необходимо тогда и так, чтобы Слово не оставалось без внимания, но проникло в самые глубины человеческого сердца, призывая к покаянию и даруя спасение и мир Божий.
Именно так произошло во время проповеди Петра в день Пятидесятницы (вторая глава книги Деяний), когда Бог говорил через Петра: "Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?"
Эта проповедь Петра заканчивается серьезным обвинительным приговором: "Вы убийцы Сына Бога!" Более точный перевод слов, описывающих реакцию слушателей, звучит так: "Это укололо (или даже "прокололо насквозь") их сердце", вызвало обращение к Богу.
На страницах журнала "Крынiца жыцця" один верующий рассказал историю, которая с ним приключилась в деревне. Он шел в жаркий полдень летнего дня по главной улице, как вдруг вдалеке показалась одинокая, изрядно качающаяся и виляющая с одной обочины на другую, фигура. Человек этот, похоже, тоже заметил нашего брата, потому что разразился жуткой отборной бранью, мол:
- Вот я сейчас как-нибудь до тебя дойду, ох, уж я тебе устрою, как по моей улице ходить!… Ты уж только дождись, пока я доберусь до тебя…"
Брат был смущен, начал волноваться, потому что вокруг больше никого не было - в такой солнцепек деревня как будто вымерла. Положившись на Бога, он решил идти навстречу человеку, который никак не унимался.
Подойдя вплотную и заглянув в совершенно пьяное лицо он выпалил первым:
- Мир тебе! Пусть Господь благословит тебя, и наполнит своей Божественной мудростью…
В ответ человек широко открыл рот, постоял так несколько мгновений и выдохнул:
- Что… Как?!… Мужик… Ну, ты извини! - И пошел дальше по пустой дороге, широко размахивая руками, то и дело восклицая:
- Не, ну ты понял?! Как он меня?! А?
А брат, возблагодарив Господа, благополучно пошел дальше.
Так же и мы, используя Слово Божье, должны "колоть" в самое сердце, используя его так же, как Господь. Ибо Им сказанное Слово всегда проникает в самую душу и ведет к покаянию, а, будучи отвергнутым - судит.
Во-вторых, Слово Божье подобно мечу обоюдоострому. Меч делали обоюдоострым с одной-единственной целью - обеспечить стопроцентное поражение, не зависящее от того, какой именно стороной вы нанесли удар, и таким образом, эффективность меча была максимальной.
Павел говорит о том, что использование Слова Божьего должно происходить в соответствии с Божьей волей, и тогда его эффективность тоже будет стопроцентной. Почему? Потому что Слово Божье - это главное проявление невидимого Бога в нашем материальном мире. Да, глядя на природу, животный и растительный мир, звездное небо, мы можем заключить, что Бог, сотворивший все это так разумно и гармонично, действительно существует. Но каков Он, мы не узнаем до тех пор, пока Он Сам не откроется нам. И именно в Своем Слове, как ни в чем другом, Господь являет Себя, Свой характер и Свое естество, поэтому там, где звучит Божье Слово, в нашу привычную земную жизнь врывается духовный мир, делая присутствие Господне реальностью.
"Более ста лет до рождества Христова древнееврейский язык был забыт. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке, но иудеи, за исключением ученых, больше не знали его. Простые люди говорили на разновидности древнееврейского языка, получившем название арамейского, который имел к древнееврейскому приблизительно такое же отношение, как современный русский к старославянскому. Поэтому Ветхий Завет нужно было переводить на арамейский, чтобы люди могли понимать его. Эти переводы назывались "Таргуми". В синагогах Писание читали в оригинале, на древнееврейском языке, но постепенно его перевели на арамейский и Таргуми стали использоваться официально.
Люди, переводившие Писание, боялись, как бы Богу не стали приписываться человеческие мысли, чувства и действия. Другими словами, они прилагали все силы к тому, чтобы избегать антропоморфизма ("очеловечивания"), когда речь идет о Боге. Но в Ветхом Завете очень часто Бог предстает в чисто человеческом образе, и когда переводчики касались такого фрагмента, они вместо имени Бога ставили в Таргуми выражение "Слово Божие". Например, в книге Исход, 19:17 мы читаем: "И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу". Переводчики Таргуми посчитали, что здесь о Боге говорится слишком по-человечески и потому они написали, что Моисей вывел народ из стана навстречу Слову Божьему. В книге Исаия, 48:13 дана великая картина творения: "Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса". Для Таргуми этот образ Бога был слишком похож на человеческий и переводчики вложили в уста Божий такие слова: "Моим словом основал Я землю и силою Моею Я развесил небеса". Даже такие прекрасные стихи, как во Второзаконии, 33:27, где говорится о Божественных "мышцах вечных", были изменены и стали звучать так: "Вечный Бог есть убежище и словом Его был создан мир".
Таким образом, для каждого набожного иудея времен Христа и Павла выражение "Слово Божье" означало Самого Бога, причем не просто далекого и пассивного, а Бога действия, Бога, являющего Себя, созидающего именно там, где произносится Его Слово.
И потому Божье Слово, которое мы сами проговариваем для людей, открывает в конкретном месте и конкретное время врата духовного мира, позволяя слушателям ощутить присутствие Бога, а также увидеть свое место в земном и, главное, Небесном Царстве. А стопроцентная эффективность Слова Божьего (так же, как и обоюдоострого меча), определена тем, что Слова Божье - не просто "инструмент", а в определенном смысле - Сам Бог. Посему нам не стоит стесняться, волнуясь о результатах своего свидетельства.
И, наконец, в-третьих, меч Господень - оружие не только для защиты, но и для нападения. Лучший пример тому - поведение Иисуса Христа, который во время искушения в пустыне цитировал Писание не только защищаясь, но и нанося точные удары по сатане. Если вы заметили, ту же тактику использовали и мы, рассуждая о каждом элементе Божественного всеоружия.
Еще одной дивной иллюстрацией такого владения "духовным мечом", может быть случай, произошедший в Советском Союзе. Он описан в книге Георгия Винса "Евангелие в узах". Георгий Винс, в конце 60-х отбывавший заключение за то, что был христианином, рассказывал, как вместе с ним в одной камере находился брат-христианин, который так же, как и многие другие верующие отказывался принимать пищу, ходатайствуя о разрешении иметь в камере Слово Божье (Библию), чтобы читать для бодрости и крепости духа после суда, который уже приговорил их к уральским лагерям.
И вот его вызывает следователь и говорит:
- Ваша жена принесла Библию и подчеркнула в ней кое-что, хотя я предупреждал ее о том, что это запрещено. Поэтому сначала я решил не давать ее вам, но потом передумал. Берите и помните мою доброту!
Подчеркнутым отрывком оказались слова из книги пророка Исаии, 54:17: "Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание от Меня, говорит Господь".
Следователь не знал, что Слово Божье "острее меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами его" (Евр. 4:12-13). А верующие братья, как и обычные люди, подавленные перспективой многолетнего заключения, прочитав слова Исаии, утешились и укрепились в осознании важности и величия того, что они идут по пути Христа, страдая за истину.
Итак, "взять духовный меч" - это значит использовать в своей жизни Божье Слово так, чтобы оно не оставляло равнодушным ни вас самих, ни людей, к которым вы обращаетесь, ни сатану, который бежит от Него. Оно должно раскрывать небесные врата, являя миру невидимого Бога. Сдержанно-равнодушное отношение к Библии, как к Слову Божьему - это сломанный меч и почти всегда - разрушенная жизнь!
Прибегаете ли вы к Слову Божьему в духовной борьбе? Владеете ли вы им, как "мечом обоюдоострым", разящим до глубины души? А если этого нет, осознаете ли вы свою беззащитность перед сатаной?
Итак, пояс истины, броня праведности, обувь благовестия, щит веры, шлем спасения и духовный меч - все это важные средства для того, чтобы "нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду" (2 Иоан. 1:8), сохранить бессмертие и жизнь вечную. Эти шесть частей и составляют всеоружие Божье. Бог уже приготовил его для нас, а мы должны принять и использовать его против сил зла. И при этом "пусть тебя нисколько не волнует, что ты видишь, как живет добрая половина людей, - будто небо и ад - это бабьи россказни, пугало или приманка для детей. Но веря, ты не торопись. Если весь мир целиком сойдет с ума, элементы перевернутся, ангелы падут - Истина Божья лгать не может; не может не произойти того, о чем Бог сказал, что оно произойдет. Если ты веришь, что есть Бог, тебе следует верить и в то, что Он возвещает истину". Аминь.
Итак, проверьте себя, задайте себе вопрос: а я владею всеоружием Божием? Принял ли я этот бесценный подарок? Умею ли я в совершенстве использовать эти средства, дарующие могучую духовную силу?
|