Спасение по вереК. Аллен
В ноябре 1515 года Мартин Лютер (в то время профессор священного богословия в Виттенбергском университете) приступил к изучению послания к Римлянам, чтобы разъяснить его студентам. Вскоре его образ мышления претерпел небывалые изменения. Позднее он написал следующее: "Я постиг истину о том, что праведность Бога есть праведность, благодаря которой Он, по Своей благодати и исключительной милости, оправдывает нас по вере. При этом я почувствовал себя заново родившимся, как бы самостоятельно вошедшим в рай через его распахнутые врата. Писание вдруг предстало предо мной в совершенно ином свете; и, если ранее "праведность Бога" порождала во мне ненависть, теперь я наслаждался ее невыразимой сладостностью. Это место из послания к Римлянам открыло для меня врата на небеса".
Открытие Лютера стало отправной точкой Реформации, и тьма столетий начала рассеиваться. За короткий промежуток времени евангельская доктрина завладела умами почти во всей Европе, что положило начало самому значительному духовному возрождению со времен Пятидесятницы - как по масштабам, так и по значению. Мы, однако, не должны забывать: ключевым моментом этого великого движения была истина о том, что грешный человек, независимо от дел, может обрести прощение грехов и примирение с Богом верой в Иисуса Христа. Эта доктрина получила название "оправдание по вере". К сожалению, за прошедшие сто лет та истина, которая некогда служила "боевым кличем" Реформации, стала объектом пренебрежения, а потому необходимо снова ее изучить и определить ей достойное место в мировоззрении и свидетельстве любого христианина.
Человек нуждается в прощении
Двадцатый век - век удивительных открытий и достижений - породил в человеке гордыню. Теперь ему кажется, что он "достиг совершеннолетия", вырос из того возраста, когда он испытывал нужду в Боге. Человек пребывает в уверенности, что сам может спастись - приложив достаточно усилий, опираясь на культуру или научный прогресс. Но Бог, говоря устами Апостола, низвергает человека в пыль: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего, никто не ищет Бога" (Рим. 3: 10-11).
Во вступительных главах послания к Римлянам Павел не просто обвиняет человечество в развращенности - он доказывает виновность человека и его нужду в оправдании, мастерски оперируя тремя глобальными фактами:
Во-первых, миру явлена универсальная истина. Язычникам, которые никогда не слышали о Законе или Евангелии, дано свидетельство природы, закон написан в их сердцах (Рим. 1: 20; 2: 15); у всего человечества есть еще и другое свидетельство - особое Божье откровение, Библия (Рим. 2: 12-29).
Во-вторых, на земле существует универсальная ответственность. Бог наделил совестью каждого, даже язычников. Этот встроенный "монитор", который можно "сломать", но невозможно уничтожить, либо обвиняет, либо оправдывает грешника.
В-третьих, в мире имеет место универсальная вина. Падший человек не может приблизиться к стандартам, установленным Богом. Человек избирает свою жизненную дорогу, его влекут пути греха, он восстает против Бога, его поступки "кричат" о его виновности и признают его достойным наказания. В итоге, человек безнадежно потерян - нет в нем праведности пред лицом праведного Бога, он моральный банкрот, безвозвратно испорчен и заслуживает Божьего гнева (Рим. 3: 9-20).
Основания для оправдания
Основания для оправдания - личность Господа Иисуса Христа и Его смерть на кресте. В Его характере и поступках не было греха, во время Своей земной жизни Он исполнил закон в совершенстве. Поскольку Иисус не совершил никакого прегрешения, за которое Он должен был понести наказание, у Него было право избрать смерть на кресте - стать искупительной жертвой за грехи мира. Павел, рассуждая об оправдании, говорит, что Бог предложил Христа "в жертву умилостивления в крови Его через веру" (Рим. 3: 25). Леон Моррис (Leon Morris) дает следующую дефиницию выражению "быть искупительной жертвой": "отвратить гнев посредством жертвоприношения". Данное определение представляется правильным и, безусловно, подтверждается контекстом. Доказав, что все находятся под осуждением Бога (Рим. 1: 18; 2: 5-8), Павел сообщает о Божьем способе оправдания - а именно, Иисусе Христе, предложенном в жертву умилостивления. Это отвратило Божий гнев и заложило праведное основание, на котором Бог может простить грешника. Гриффит Томас (Griffith Thomas) также придерживается данной интерпретации: "Следует отметить, что в греческих папирусах значение искупительной жертвы предельно ясно, - умиротворение оскорбленного бога. Если мы абстрагируемся от языческих ассоциаций, станет очевидным, что процесс умилостивления заключается в следующем: Бог от лица человечества предлагает нечто Самому же Себе, чтобы избавиться от недовольства грешником и устранить препятствия на пути дружеских отношений с человеком".
Связь искупительной жертвы с ветхозаветной системой жертвоприношения лишь подтверждает весомость такой трактовки. В великий день очищения первосвященник Израиля входил в Святое Святых скинии и семь раз окроплял ковчег завета кровью жертвенного животного (Левит 16: 14, Евр. 9: 5-7). Ковчег откровения, содержащий скрижали завета, был прообразом престола божественного суда; но, когда ковчег окроплялся кровью, он превращался в место, где явлена милость Божия (в Синодальном переводе - "очистилище"). В Септуагинте еврейское слово, обозначающее "очищилище", переведено греческим "iJlasthvrion". В послании к Евреям 9: 5 слово "iJlasthvrion" переводится "место, где явлена милость Божия", и это же греческое слово Павел использует в послании к Римлянам 3: 25, но здесь оно переведено иначе - "жертва умилостивления". Таким образом, Иисус является одновременно и очищилищем, и жертвой умилостивления через пролитую Им кровь на кресте.
Следовательно, благодаря искупительной жертве Иисуса Христа, Божий гнев был умиротворен, появилось весомое основание для Божьей милости, Бог может оправдать верующего грешника, нисколько не компрометируя Свою святость.
Природа и масштаб оправдания
Что значит "быть оправданным"? Это значит получить статус праведности. Это не определенный процесс, изменяющий внутреннее "я" грешника, - это нечто, что осуществляется от лица грешника. Оправдание - юридический термин, (или, в данном случае, юридический факт), который значит "объявить верующего грешника праведным в глазах Бога, но не сделать его таковым".
Со времен Реформации слово "оправдать" служит источником разногласий, суть которых заключается в определении его истинного значения. Правильнее ли интерпретировать это слово как "объявлять праведным" или "делать праведным через "вливание" благодати"? По нашему мнению, не столь важно, какие оттенки значения могут приписываться данному слову, важно, в каком смысле Библия использует этот термин (причем, контекст играет решающую роль!). Моул (Moule) пишет: "Воспользуйтесь готовой иллюстрацией из … Писания, из свода законов, согласно которым функционировало израильское общество: "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят" (Втор. 25: 1). Очевидно, что здесь идет речь не о моральной коррекции. В обязанности судьи не входило доводить праведника до совершенства. Судья должен был отстаивать позицию "правого" как удовлетворительную с точки зрения закона".
Следует также упомянуть следующее: об Иисусе говорится, что Он оправдал Себя (1 Тим. 3: 16). Вряд ли это утверждение подразумевает "вливание" благодати для преодоления власти греха; в данном контексте "оправдать" значит отстоять честное имя Христа.
Возникает вполне обоснованный вопрос: если еврейский судья оправдывает невиновного, если безгрешный Божий Сын был оправдан через воскресение и Его провозглашение Спасителем и Господом, почему Бог не делает нечестивца праведным, но, тем не менее, оправдывает его? Павел отвечает на этот вопрос в 4 главе "Послания к Римлянам", показывая, что это возможно лишь через вменение Христовой праведности.
Согласно Валвурду (Walvoord), основное значение слова "вменить" - "зачислить что-то на чей-то счет". В 4 главе послания к Римлянам греческое слово "logivzomai" встречается одиннадцать раз, его можно перевести как "приписывать", "засчитывать", "учитывать". Вменение происходит независимо от дел, это процесс оправдания нечестивых, в результате которого праведность зачисляется на счет обращенного грешника. Вменение распространяется на весь мир и действенно для любого верующего (Рим. 4: 1-25).
Рассуждая об этом славном и милосердном акте, Хукер (Hooker) пишет: "В глазах Бога Отца мы такие же, как Его Сын Иисус Христос… нас не волнует никакое знание в мире, кроме знания о том, что человек согрешил, что Бог за нас пострадал, что Христос стал грехом с нашими грехами, чтобы мы могли стать праведными Божьей праведностью".
Есть, по крайней мере, два вопроса, имеющих отношение к доктрине правового оправдания, которые требуют рассмотрения. Во-первых, не существует такого понятия, как степени оправдания. Отпавший от веры Лот был полностью оправдан (2 Петра 2: 7), равно, как и сексуально разнузданные Коринфяне (1 Кор. 6: 11). Помимо этого, несмотря на то, что Павел всесторонне рассматривает тему оправдания по вере в своих посланиях к Римлянам и Галатам, в них нет ни малейшего намека на различные степени оправдания. И это, к слову, является дополнительным аргументом в пользу утверждения об исключительно правовом, юридическом оправдании, которое не имеет никакого отношения к "вливанию" праведности. Томас Уотсон (Thomas Watson) прекрасно отражает данный аспект: "Самый слабый верующий оправдывается так же, как и самый сильный; Мария Магдалена была оправдана в той же мере, что и дева Мария".
Во-вторых, оправдание - это разовое соглашение. Говоря о пространной цепи событий, протянувшихся из вечности в прошлом в вечность в будущем, Павел пишет: "А кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8: 30). Действительно, логично было бы говорить об оправдании в прошедшем времени, так как это соглашение, вступившее в силу в момент обращения грешника. Однако, Павел и прославление рассматривает как уже случившееся событие. Вряд ли Апостол прибегнул бы к употреблению прошедшего времени в обоих случаях, если бы верующий каким-то образом мог снова вернуться в состояние "неоправданности".
Истинно, у праведника есть все основания присоединиться к восторженным словам псалмопевца: "Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя" (Пс. 19: 6).
Средства оправдания
Человек оправдывается перед Богом только верой; но что такое вера? Вера - это не просто интеллектуальное признание божественной истины. "Верить" значит "доверять чему-то", "полагаться на что-то". Оправдывающая вера - это упование на личность Господа Иисуса Христа и то, что Он совершил на кресте. Комментируя Римлянам 1: 17, Моул (Moule) пишет: "Только давайте не будем забывать, что в послании к Римлянам, как, впрочем, и во всем Новом Завете, слово "вера" употребляется в своем нормальном человеческом значении, и означает личное упование… Вера - это доверие. Именно в этом смысле наш Господь Иисус Христос неизменно использует данное слово в Евангелиях. Это повседневное, "уличное" значение, и Иисус намеренно говорит на диалекте Своего народа".
Верой нельзя заслужить оправдание. Верой человек постигает его, оправдания, сущность - драгоценная кровь Иисуса Христа. С присущей для него точностью, Хукер (Hooker) пишет: "Бог дает оправдание верующему не потому, что высоко ценит его веру, а потому, что высоко ценит Того (то есть Христа), в Кого он верит".
Что касается видимого противоречия между утверждениями Павла, который заявляет, что человек оправдывается "независимо от дел" (Рим. 3: 28; 4: 6), и Иакова, согласно которому, "человек оправдывается делами, а не верою только" (Иакова 3: 24), необходимо принимать во внимание, что авторы говорят о разных аспектах одной и той же доктрины.
Павел имеет в виду правовое оправдание в глазах Бога, а Иаков - "публичное оправдание" в глазах людей. Павел утверждает, что вера - это личное доверие; Иаков, говоря о вере, которая не ведет к оправданию, подразумевает чисто интеллектуальное признание истины. Такая вера есть даже у демонов (Иакова 2: 19).
Следует также отметить, что, упоминая об Аврааме и его оправдании независимо от дел (Рим. 4: 1-5), Павел цитирует отрывок из 15 главы книги Бытия. А Иаков, утверждая, что патриарх оправдался делами, "возложив на жертвенник Исаака" (Иакова 2: 21), ссылается на события, описанные в 22 главе Бытия, которые произошли примерно 20 лет спустя. Разумеется, Иаков не пребывает в неведении относительно более ранних событий: он поясняет, что вера Авраама была испытана, когда он подчинился требованию принести в жертву Исаака, и что таким образом "исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Иакова 2: 23). Послушание Авраама подтвердило истинность той веры, которая зародилась в его сердце за два десятка лет до событий, описанных в 22 главе книги Бытия.
Таким образом, это кажущееся противоречие, впрочем, как и многие другие, разрешается при более тщательном исследовании контекста.
Оправдание и возрождение
Послание к Римлянам называют "посланием возрождения". Истинное духовное пробуждение невозможно, если не проповедуются доктрины, изложенные в этой замечательной книге, а именно: грехопадение человека и предоставленное Богом исцеление через веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Пакер (Packer) делает следующее заявление, которое находит свое подтверждение в истории церкви: "Следует принять во внимание тот факт, что доктрина оправдания по вере занимала центральное место во всех протестантских движениях возрождения и духовного пробуждения, начиная от Реформации, и по сей день… Все имеющиеся в нашем распоряжении исторические документы свидетельствуют об истинности данного утверждения. С точки зрения богословия, правильным было бы следующее определение понятия "возрождение": это работа Бога-Духа Святого в условиях, когда церковь (которая формально, возможно, не отказалась от исповедания оправдания по вере) не функционирует согласно данной доктрине".
Лютер постиг, что праведный верой жив будет, - и это стало отправной точкой Реформации. Уэсли (Wesley) принял доктрину оправдания по вере, видя стойкую веру моравских братьев, - и пламя возрождения охватило Англию. В 1738 году, в Нортхэмптоне Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards), размышляя о "чудесном излиянии Святого Духа", писал: "Господь начал Свою работу среди нас, и души стали прилагаться ко Христу - Спасителю, в Чьей праведности они имеют надежду на оправдание. На этой доктрине зиждется Божья работа, и эта доктрина движет ее вперед".
Если мы хотим, чтобы Господь действовал в наших общинах, необходимо проповедовать истину о моральном банкротстве человека и его обреченности, о Божьем гневе, о Христе, Который стал искупительной жертвой за грехи мира, пролив кровь на кресте, о полном и безвозмездном оправдании, которое доступно человеку только через веру в Иисуса Христа.
|