Интервью: Хартмут Цопф
2003 год объявлен протестантскими общинами годом юбилея реформации в нашей стране. В этой связи мы попросили ответить на несколько вопросов пастора лютеранской немецкой церкви Хартмута Цопфа, хорошо знакомого с религиозной ситуацией в нашей стране.
В.: Скажите, пожалуйста, Хартмут, действительно ли, например, между лютеранами XVI столетия и современной белорусской баптистской церковью нет ничего общего?
О.: Уже в XVI веке во время реформации можно было наблюдать различные течения протестантизма. Реформация нашла свое отражение во всей Европе и потому-то у нее и были "разные лица". В Германии и Северной Европе был Лютер и его приверженцы, в Швейцарии Цвингли и другие, и параллельно с ними существовали группы анабаптистов. Эти группы отличались друг от друга в ряде вопросов: в понимании крещения, хлебопреломления, проведения богослужений или отношения к армии. Несмотря на различия, были и общие характеристики, которые являются отличительными чертами протестантского движения. Эти общие черты можно описать при помощи доктрин, сформулированных во время реформации: SOLA SCRIPTURE - только Библии принадлежит решающая роль во всех вопросах веры и жизни; SOLUS CHRISTUS - только Сын Божий Иисус Христос, который стал человеком, есть Спаситель наших грехов; и SOLA FIDE - только через веру, через доверие Иисусу Христу человек получает прощение грехов и новую жизнь. Наши собственные хорошие поступки и моральные качества не в силах изменить положение человека перед Богом.
В этом смысле современные протестантские церкви Беларуси, которые я регулярно посещал в течение последних двенадцати лет, тесно связаны с церквами времени реформации XVI столетия. В этих церквах Библия стоит на первом месте, Иисус Христос провозглашается единственным Спасителем и Ему возносятся молитвы, и основа учения состоит в том, что только вера в Него может спасти нас от вечного суда.
В.: На Ваш взгляд, существует ли связь между жизнью общества и мировоззренческими ценностями, скажем религиозными идеями, которые исповедует большинство?
О.: То, что важно для нас, мы стремимся воплощать на практике. Возьмем, к примеру, общественное мнение о ценности человеческой жизни. Сегодня часто говорят, что в жизни тяжело и неизлечимо больного человека нет смысла. Но действительно ли это так? Если же большинство в обществе придерживаются христианской точки зрения и убеждены, что жизнь человека, несмотря на болезнь, имеет ценность, тогда будут осуществляться попытки интегрировать этих людей в общество, за ними ухаживают, оказывают им помощь и, в результате, например, отсутствует социальная изоляция инвалидов, а женщины не делают аборты из страха перед рождением больного ребенка. Первое убеждение приводит к движению за легализацию эвтаназии, второе же позволяет нам сохранять свою человечность, воспитывать в детях сострадание и любовь, а на уровне законодательном - больше внимания уделять программам социальной помощи. Но, к сожалению, большинство в современном мире не пытается жить по Библии и оставило веру в Бога.
В.: Не секрет, что сегодня Германия - одна из самых развитых стран мира. И нам, наверное, многому можно было бы поучиться у вас. Как вам кажется, есть ли связь между тем, что Германия является протестантской страной и ее достижениями?
О.: Сначала нужно сказать, что Германия никогда не была полностью протестантской страной. Сегодня одна треть населения исповедует католицизм, треть - протестантизм. Треть людей не принадлежат ни к какой церкви. Несмотря на это, протестантизм оказывает большое влияние на развитие нашей страны. Я верю, что баланс между свободой и уважением к авторитету в нашей и в других протестантских странах, - это результат реформации. Основываясь на Библии, Лютер утверждает, что человек получает свободу через прощение грехов и обновление Святым Духом. Эта свобода действует тогда, когда мы доверяем свою жизнь Христу. А значит, христианин получает свободу через связь со Христом. В прошлом многие люди стремились исполнять волю Бога, жить по десяти заповедям. Внутренняя свобода веры подталкивала их к тому, чтобы не оставаться пассивными, но принимать активное участие в жизни общества. Послушание заповедям означало, что жизнь в семьях, деревнях и городах не была полна эгоизма и хаоса. Практически все почитали престарелых родителей, а воровство и блуд не имели места.
В.: На Ваш взгляд, отличается ли ситуация, в которой существует современная лютеранская церковь, от обстановки XVI столетия, в которую жил Лютер?
О.: Я полагаю, что общество изменилось радикально, и оно оказывает сильное влияние на церковь. В XVI в. авторитет церкви был общепризнанным. Сегодня же она воспринимается скорее как некое "пограничное" явление.
Доминирующую роль в нашей культуре играют СМИ: многие люди сидят перед телевизором в течение пяти и более часов. Те, кто принадлежат к церкви, проводят в ней два-три часа в неделю. Это означает, что импульсы, которые исходят из СМИ, намного сильнее, чем то, что люди видят, слышат и переживают в церкви. А по телевизору провозглашается, что блуд, насилие, аборты, алкоголизм, ориентация на материальные ценности, - нормальные явления. Но все это прямо противоположно воле Бога.
Отличие от времен Лютера состоит в том, что тогда многие люди не имели никакого понятия о Библии и сами ее не читали. Лютер перевел Библию на немецкий язык и, начиная с этого момента, проповеди читались на немецком языке, а не на латинском. Любой мог понять, о чем идет речь. А сейчас Библия максимально близка и доступна всем людям.
В.: Как Вы думаете, каковы отличительные черты современного евангельского движения в Беларуси, дающие ему преимущества?
О.: Белорусское протестантское движение существует в Беларуси уже в течение четырех столетий наряду с православием и католицизмом. Если я сравню церкви, которые я посетил в Беларуси, с нашими лютеранскими церквами, то я выделил бы две сильные стороны. Первая состоит в желании проповедовать Евангелие и основывать новые церкви. В вашей стране на это способны многие. Я думаю, немецкие лютеране не придают такого огромного внимания евангелизации общества. Они концентрируются на жизни внутри церкви, но не на распространении Евангелия среди людей, которые не знают Бога. - Здесь нам есть чему поучиться.
Вторая сильная сторона - это молитва, в том числе за свою страну и правительство. В белорусских протестантских церквах она занимает большое место, и это молитва не только пастора, но и всех членов церкви. Это дает возможность лучше понимать, что церковь зависит не только от пасторов, но и что каждый верующий несет ответственность. Я нахожу, что это хороший пример, и желал бы видеть то же и в нашей церкви.
|